Нас
спрашивают, как относиться к распоряжению Департамента образования
г.Москвы (№ 01-50/02-609/18) об информировании учителями опеки о
происшествиях в школах и насколько это законно.
В
целом, в этом приказе почти ничего нового, но это так же незаконно, как
и многое в рамках современной работы с неблагополучием. Мы считаем это
эпизодом разрушительной для семьи и общества современной политики
тотального взаимодействия служб.
Разберемся подробнее
1. Почему не ново.
Свежее распоряжение предписывает детсадам и школам сообщать обо всех
происшествиях с детьми в Департамент. «Не позднее 1 рабочего дня». «В
целях координации работы Департамента... с органами профилактики».
В это нет новизны, более того, действующий «Регламент
межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном
положении (трудной жизненной ситуации)» предписывает сообщать даже быстрее – в течение 3 часов.
Куда? – в четыре адреса: в опеку по месту жительства, в полицию в районе школы, в Департамент образования и в городскую КДН.
В каком случае? – «При выявлении фактов жестокого обращения с ребенком и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия».
То есть вообще просто если неблагополучие. В семье трудности – звони в
полицию и опеку. Органы, чья функция вовсе не в том, чтобы помочь.
Свежее
распоряжение руководителя московского Департамента образования
И.И.Калины формально даже чище Регламента. Оно меняет формулировку:
происшествием с детьми, о котором надо доносить, считается: «не
исполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетнего своих обязанностей по его воспитанию, обучению и
(или) содержанию, отрицательное влияние на его поведение, в том числе совершение действий, наносящих ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, либо жестокое обращение с ним».
Эта
формулировка – копия определения «семьи, находящейся в социально
опасном положении» из ФЗ-120, со вставкой (“в том числе...”). А вставка
эта ниоткуда – то есть не из законов, а из методичек о «жестоком
обращении», в которых жестоким обращением считается даже «необоснованная
критика».
С
другой стороны, формально возражать нечему: нанесение ущерба здоровью –
это и так уголовное преступление. Но только это не, например, побои –
синяки и ссадины как ущерб здоровью не квалифицируются. Представить
себе, что ребёнок спокойно пришёл в школу с чем-то серьёзным, трудно.
Другое дело, что методички учат наоборот, и на практике даже в случае
простых ссадин школы стучат, а опека в Москве забирает. Как не стесняясь
заявляла прессе зам. главы ДСЗН Т.М.Барсукова – «до разбирательства».
2. Почему незаконно. Полномочие выявлять такие семьи, у школ по закону есть, но не с целью доноса: «Образовательные организации.... 3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей» И сообщать в опеку школа тоже обязана (ст.121-122 СК), но тоже не в таких ситуациях, а «при создании действиями или бездействием родителей условий,
представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их
нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия
родительского попечения».
Такие
или нет условия, школа не знает при «происшествии», значит, строго
говоря, полномочий куда-то доносить, у неё нет. А всякая передача
персональной информации, не предусмотренная федеральными законами, а
предписываемая только ведомственными актами (регламентами) – незаконна.
Сложность в том, что как показывает наш «Анализ практики»,
в сознании служащих давно нет чёткого разграничения полномочий,
различения формулировок, требующих компетенции разных служб. Подобное
взаимодействие уничтожило систему как систему. То, что эти разные
формулировки требуют разного реагирования – для них понять уже слишком
сложно.
Кто
об этом говорит, ковыряется в формулировках – в их глазах формалист,
который не хочет спасать детей от родителей. Для них нет «строго говоря,
разных» понятий и компетенций – есть просто разные названия
«неблагополучия», на которое надо всем дружно и одинаково реагировать. И
вовсе не своим участием, в рамках своей компетенции, а доносом.
Этот
слом спровоцировало изменение в ст.121 СК в 2008 году, когда в неё
ввели (по предложению депутатов Лаховой и Крашенинникова) оценочные
основания для вмешательства в семью – по основаниям, похожим и на
признаки социально-опасное положение, и на основания отобрания детей.
(Одновременно вводя стимулы для воспитания чужих детей, упрощали
вмешательство в родные семьи.) Один из законопроектов РВС посвящён
восстановлению закона в этом месте.
3. Этот слом – и в полномочиях, и в сознании – причина разрушительности этой системы.
У ведомств разные функции, а при таком дружном «взаимодействии по
выявлению неблагополучия» страдает самая главная – помогающая. Школа,
увидев «неправильное» (с точки зрения кого-то) поведение родителей, не
хочет считать это своим педагогическим делом, не хочет включать
родителей в общую «педагогическую ситуацию».
Она
и детей-то уже воспитывать не хочет. перекладывая это на специально
обученных психологов и соц.педагогов. А в итоге такого взаимодействия
страдают те добросовестные родители, которые сознают своё
неблагополучие, рады бы обратиться за помощью. Которых не надо выявлять –
нужно объявлять возможности помогать и они сами придут.
Но
они уже боятся, они не могут доверить свою беду ни одной службе. Потому
что пойдёшь в больницу – в дом придёт полиция, пойдёшь в соцзащиту – в
дом придёт опека. Никакая из служб не дорожит доверием к себе, не
соблюдает конфиденциальность. Взаимодействие! Вместо сдержек и
противовесов...
Возникает
целая прослойка, вознёсшаяся над народом, чувствующая себя вправе учить
людей жить, и даже не понимающая проблему доверительности. Они не
считают зазорным требовать, например, отмены врачебной тайны для органов
системы профилактики (то есть: «мы никому не скажем, только опеке,
полиции, КДН, педагогам...»).
И в итоге накапливается не просто противоречие между системой и народом – накапливается серьёзный социальный разрыв.
P.S.
Сегодня заговорили о том. что контроль правильного развития детей
должен проводиться с рождения и ежемесячно, какими-то умнее всех на
свете специалистами. Под такие идеи просят деньги ВШЭ и Центр
стратегических разработок А.Кудрина....
Александр Коваленин, РВС
№ 01-50/02-609/18
Руководителям образовательных
организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы
В
целях координации работы Департамента образования города Москвы с
органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
прошу обеспечить оперативное информирование Департамента образования
города Москвы, не позднее 1 рабочего дня, о происшествиях с участием
несовершеннолетних обучающихся...
Министр Правительства Москвы, Руководитель И.И. Калина
Приложение: на 1 л.
...В целях оперативного информирования под происшествием понимаются:
–
любое действие несовершеннолетнего, выражающегося в употреблении
наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией,
бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные антиобщественные
действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
–
не исполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетнего своих обязанностей по его воспитанию, обучению и
(или) содержанию, отрицательное влияние на его поведение, в том числе
совершение действий, наносящих ущерб физическому или психическому
здоровью ребенка, либо жестокое обращение с ним.
Источник