понедельник, 26 декабря 2022 г.

Песню для Папанова и Румяновой писали с секундомером в руках

«Комсомолка» выяснила, как создавались новогодние хиты




Вы замечали, что большинство популярных новогодних песенок - детские? Наверное, потому, что и сам Новый год - праздник сказочный, ассоциируемый с детством и чудесами. Мы решили узнать, как появились на свет музыкальные спутники этого торжества.

Юрий Энтин разбогател на Снегурочке


- Я написал к Новому году много стихов, - рассказал «КП» автор слов песни «Расскажи, Снегурочка» поэт Юрий Энтин. - Они не стали известными. А песенка к «Ну, погоди!» получила популярность.
Обычно режиссер Вячеслав Котеночкин музыку для «Ну, погоди!» не заказывал. И я был удивлен, когда он вдруг для восьмой серии попросил меня и композитора Геннадия Гладкова сочинить новогоднюю песню. Каждая серия «Ну, погоди!» по времени длилась ровно 10 минут. И режиссер всегда заранее расписывал весь фильм по кадрам. Он привел меня в студию, где на стене висела раскадровка. Объяснил, что дело происходит на карнавале. Волк переодевается Снегурочкой, а Заяц - Дедом Морозом. Музыкальный дуэт героев должен был, по словам режиссера, длиться ровно одну минуту 38 секунд!
Я быстро написал стихи. Первое, что пришло на ум, - срифмовать «где была?». Использовал фразы, имеющие двоякий смысл. Когда Волк поет Зайцу: «Лучший мой подарочек - это ты». А Заяц с намеком: «Ждет моих подарочков ребятня, и тебе достанется от меня». Но сколько времени стихи будут звучать, я не знал. Поэтому пошел и купил в спортивном магазине секундомер. Решил первый раз в жизни сам придумать мелодию. Долго высчитывал. С десятой попытки добился, чтобы моя песенка уложилась по секундомеру ровно в одну минуту 38 секунд. Через день, когда композитор Гладков вернулся с дачи, я ему по телефону сказал, что сам написал песню. А с Гладковым мы дружили, выпендривались друг перед другом и соревновались, кто кого удивит.
«Ну напой!» - сказал мне Гладков, готовый слушать мой «шедевр». Но тут я понял, что, к сожалению (а может, и к счастью!), начисто забыл придуманную мелодию! Нотной грамоты я не знал и мелодию записать не мог. Пришлось сочинять музыку Гладкову.
За слова к песне мне заплатили немного - 80 рублей (композитор получил 90 руб. - Ред.). Но, с другой стороны, «Расскажи, Снегурочка…» под каждый Новый год стали исполнять в ресторанах, которые обязательно платили процент авторам, и это был самый большой доход. Мы с Гладковым, конечно, миллионерами не стали, но весьма поправили финансовое положение.

Анатолий Папанов

«Волк» учился петь у «Зайца»


Всем известно, что за Волка в мультике говорит знаменитый Анатолий Папанов, а за Зайца - Клара Румянова.
- Обычно смелый на озвучивании Папанов на записи этой песни несколько стушевался, - рассказал «КП» композитор Геннадий Гладков. - Так что Румянова ему помогала, а Папанов ее слушался и подчинялся. Клара с легкостью воспроизвела образ
Зайца. У нее был абсолютный слух и музыкальное мастерство. А Папанову пришлось сложнее: от него требовалось передать специфические интонации Волка. Он искал эти интонации, боялся их потерять при пении, и записывали много дублей...
- В песне есть такие слова: «Наконец сбываются все мечты,/ Лучший мой подарочек - это ты». Папанов самовольно спел не мечты, а мЯчты. Так и осталось в мультфильме. Мне это не понравилось, - признается Энтин. - Я считал, что не стоит учить детей неправильному произношению.

Крабы не прошли цензуры


Еще одна полюбившаяся народу новогодняя песенка, «Кабы не было зимы», написана композитором Евгением Крылатовым для мульт-фильма «Зима в Простоквашино» (1984 год) на стихи Энтина. Задачу поставили простую - написать новогоднюю песенку, которую исполняет мама Дяди Федора. К словам не придирались. Правда, не спросив согласия поэта, выбросили аж два куплета - просто потому, что целиком песня не вмещалась.
- Помню их наизусть, - сообщил нам Юрий Энтин. - «Кабы не было зимы, в этом нет секрета, от жары б увяли мы, надоело лето. Не пришла бы к нам метель на денек хотя бы, и снегирь не сел на ель, кабы, кабы, кабы. Кабы не было зимы, были б все в печали. Даже лучшие умы от жары б завяли. На зеленом на лужке ползали б, как крабы, и молили о снежке. Кабы, кабы, кабы». Куплет про крабов забраковала жена, мой главный критик, и требовала его выбросить. Но я оставил. Из-за чего мы с ней даже поругались. А потом крабов вырезала цензура, доказав правоту жены, и мы помирились (смеется).

Клара Румянова

НЕ НАДО ЛЯ-ЛЯ


Три самых популярных новогодних шлягера
1. «В лесу родилась елочка». Песню впервые исполнили 100 лет назад, в дореволюционной России! Причем авторы даже не были знакомы и ничего друг о друге не знали. Еще в 1903 году московский журнал «Малютка» напечатал стихотворение «Елка», подписанное только инициалами автора - А. Э. Эти стихи попались на глаза биологу, кандидату естественных наук Леониду Бекману. Он напел стихи дочке. А его жена, пианистка и профессор Московской консерватории, придумала мелодию. Супруги издали в 1905 г. сборник «Верочкины песни», но только одна композиция про елочку пошла в народ.
Много позже стал известен автор слов. Гувернантка и библиотекарша Раиса Адамовна Кудашева, отсылая в редакции свои детские стихи, подписывала их псевдонимами.
Кудашева долгое время не афишировала своего авторства, хотя песня стала знаменитой. Но, выйдя на пенсию, бедствовала и по совету знакомых пришла в Союз писателей попросить хотя бы мизерное пособие на жизнь. Секретарь Союза писателей Александр Фадеев со вздохом посмотрел на очередную просительницу: «Ну прочтите тогда что-нибудь…» Услышав стих про елочку, вскочил с места: «Так это вы написали! А как я в детстве рыдал, когда доходил до строк «Срубили нашу елочку под самый корешок!». Фадеев распорядился выделить Кудашевой персональную премию и принять ее в Союз писателей. В 1941 году вышел сборник новогодних песен и стихов «Елка», который поэтесса впервые выпустила под своим настоящим именем. К этому времени ей уже исполнилось 63 года.
2. «Маленькой елочке холодно зимой». Появившаяся в 1935 году песенка кажется народной. Но на самом деле у нее есть авторы. Когда Сталин своим указом вернул советскому народу упраздненную традицию елок, появилась острая необходимость в хороших новогодних песнях. Ведь прежние, религиозные, не годились. Тогда-то детская поэтесса Зинаида Александрова достала из архива свое стихотворение о замерзшей елочке. Музыку написал Михаил Красев, и вскоре песня стала сопровождать все новогодние детские утренники и концерты. Кстати, за оперу «Морозко» и песни «О Ленине», «Песня московских детей о Сталине», «Праздничное утро», «Кукушка», «Дядя Егор» Красеву была присуждена Сталинская премия. А вот «Песня о елочке» никаких наград не получила.
Поэтесса Зинаида Александрова выпустила 70 авторских сборников, но из всех стихов и песен только «Маленькой елочке» досталась всенародная слава…
3. «Три белых коня». Композиция, написанная для новогодней киносказки «Чародеи» (1982 год), тоже перекочевала с экранов в нашу жизнь. В фильме песню «поет» девочка, но на самом деле исполнила ее за кадром Лариса Долина. Причем так изменила голос, что даже родные не узнали.

Источник