Источник
Сегодня президент России подписал вымучиваемый консерваторами и просемейной общественностью много дет Указ «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Несмотря на признание в нем бессрочного статуса многодетной семьи и соответствующих удостоверений для родителей, конкретных новых мер поддержки в нем нет. Лишь перечисляются уже существующие на федеральном уровне (они как бы дополнительно утверждаются) меры, а также даются рекомендации регионам по снабжению многодетных положеннымм им по закону льготам. А также несмотря на заявленный бессрочный статус многодетной семьи, меры ее соцподдержки непонятным образом ограничены «достижением старшим ребенком в семье 18 лет». Также Правительство займется оцифровкой многодетных, создав для них отдельную единую базу. Но нам хочется смотреть в будущее многодетных в России с оптимизмом, так что будем рассматривать этот Указ как задел на будущее, который еще будет уточняться и обязательно получит нормальное законотворческое воплощение.
Перейдем непосредственно к анализу текста документа - Указ Президента РФ от 23.01.2024 №63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
«Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, постановляю:
1.Установить, что многодетной семьей в РФ является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно».
Полемика вокруг необходимости появления в России бессрочного статуса для многодетных ведется очень давно – с момента принятия аналогичного Указа покойным Борисом Ельциным в 1992 г. Просемейная общественность неоднократно просила власть признать, что «бывших родителей не бывает». И вот наконец это признано на высшем уровне Владимиром Путиным.
Что же дает многодетным этот бессрочный статус на практике – вот ключевой вопрос, на который попытаемся ответить при анализе документа. Естественно, раз Указ именно о соцподдержке – то и она, по логике, должна быть бессрочной для многодетных родителей и членов их семьи. Но вот тут-то и возникают самые большие вопросы.
«2. Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения».
Весьма неоднозначная формулировка, которую можно трактовать как угодно. То есть, если старший ребенок достиг совершеннолетия, и при этом в семье воспитывается еще двое/трое/десять несовершеннолетних – предоставление мер соцподдержки завершается? Допустим, авторы хотели сказать, что если в многодетной семье остается только двое несовершеннолетних (хотя это неочевидно из текста Указа) – тогда соцподдержка семье прекращается. Хотя в этом случае следовало бы использовать более точную формулировку, например: "Предоставление многодетным семьям мер соцподдержки осуществляется до того момента, пока в семье остается ТРОЕ несовершеннолетних детей".
Но даже если и так, в чем тогда смысл бессрочного статуса, присваиваемого многодетной семье? Родительские организации давно выступают за то, чтобы меры соцподдержки многодетным родителям также предоставлялись реально бессрочно, ил хотя бы до достижения МЛАДШИМ ребенком совершеннолетия. Например, если в семье уже родилось трое детей, то равное право на соцподдержку имеет каждый из них до совершеннолетия/окончания очного обучения в ссузе/вузе. А если в многодетной семье все родившиеся уже старше 25 лет, все отучились/работают/вышли замуж, а самый младший - еще школьник, государство продолжает его поддерживать в полной мере.
То есть всех детей, рожденных многодетными родителями, надо поддерживать, независимо от возраста других детей из этой семьи. Странно, что для авторов Указа президента РФ этот очевидный момент оказался не очевиден.
И конечно же, отдельно следовало бы задуматься и о бессрочных льготах для многодетных родителей – в виде оплаты ЖКХ, проезда на транспорте, бесплатного посещения музеев (не раз в месяц, по усмотрению администрации, как сейчас, а всегда когда удобно семье) и т.д. Увы, подобного в документе мы не видим.
«3. Многодетным семьям в соответствии с законодательством РФ гарантируются:
а) предоставление государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей;
б) предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений;
в) досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей;
г) профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования в целях обеспечения их качественной занятости;
д) право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории РФ независимо от места жительства в порядке и на условиях, которые определены в субъектах РФ».
Видим, что о новых мерах соцподдержки многодетным речи не идет – лишь подтверждаются те, что уже имеются в российском законодательстве. В частности, гарантируется уже установленная в Трудовом кодексе защита от увольнений. Есть небольшое расширение прав в части посещения музеев и парков отдыха, но опять же – бесплатность этих удовольствий отдана на откуп конкретным субъектам РФ.
Отдельно следует сказать про гарантию на профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования. В действующем законодательстве не прописаны какие-либо права многодетных родителей на льготы при поступлении/оплате образования в вузе. Что же такое предлагаемое в Указе «дополнительное профобразование»? Есть действующий фед. проект «Содействие занятости», но в его рамках получаемый сертификат о получении доп. образования дает многодетному родителю право на занятие деятельностью в новой сфере, но не дает новой профессиональной квалификации, а значит – и профессии. Видимо, в Минтруде до сих пор этого не уяснили.
«4. Правительству Российской Федерации:
а) установить единый образец удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи в РФ;
б) обеспечить ведение банка данных о многодетных семьях в целях учета сведений о таких семьях, в том числе о предоставляемых им мерах социальной поддержки, посредством использования государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", а также осуществление мониторинга социально-экономического положения многодетных семей и реализации субъектами РФ мер социальной поддержки таких семей;
в) определить порядок и условия участия организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и других федеральных государственных органов, в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 и абзацами вторым, четвертым и шестым подпункта "а" пункта 6 настоящего Указа».
В этом пункте ключевой момент – про создания отдельного цифрового банка данных многодетных семей. О том, что нуждаемость в соцподдержке (да даже просто факт ее получения), согласно алгоритмам различных ГИС и разрабатываемой ныне АИС «Профилактика», является фактором неблагополучия, достаточной причиной для постановки семьи на учет органов опеки, - «Катюша» ранее не раз сообщала. То есть из этой единой базы многодетных до статуса ТЖС – полшага. И это не может не внушать тревоги. При том, что в использующейся ныне базе данных ЕГИССО и без того все данные о получении соцуслуг и пособий должны быть указаны.
«6. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации:
а) установить следующие меры социальной поддержки многодетных семей:
бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты;
предоставление обучающимся общеобразовательных организаций бесплатного проезда автомобильным транспортом (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, городским наземным электрическим транспортом и метрополитеном;
предоставление бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций в соответствии с установленными нормативами одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения;
прием детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в первоочередном порядке;
предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30 процентов от установленного размера оплаты;
содействие в улучшении жилищных условий и предоставлении земельных участков, обеспеченных необходимыми объектами инфраструктуры;
б) определить порядок и условия предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки.
7.Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации вправе расширять категорию многодетной семьи с учетом национальных, культурных и демографических особенностей развития соответствующего субъекта Российской Федерации, а также устанавливать дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей».
В пункте 6 перечисляются важные моменты по реальной поддержке многодетных семей – в частности, по льготам на оплату ЖКХ в размере 30%, по предоставлению земельных участков и улучшению жилищных условий. Но во-первых, это тоже не новые меры – все они уже существовали ранее. Во-вторых, ключевой момент здесь в том, что все это оформлено как простые рекомендации региональным властям. То есть полномочия по реализации этих реальных мер соцподдержки спущены в регионы. Ну и конечно же главы регионов сами вольны решать, сколько еще они потратят денег на меры соцподдержки, которые могут вводить и сами. Собственно, все это в регионах можно было делать и до Указа президента. Рекомендательный характер, отсутствие рейтингов/федерального мониторинга по реализации регионам мер в этой части ни к чему их прямо не обязывает. Что очень печально.
Что касается права на получение льготного земельного участка – с 2024 г. такие участки выдаются только нуждающимся в улучшении жилищных условий. То есть тем небогатым многодетным, кому тесно в нынешних домах/квартирах. Понятно, что при получении участка денег на строительство на нем нормального дома у таких семей не появится.
То есть при вроде как безусловно благом и правильном долгожданном начинании мы снова сталкиваемся с его совершенно кривой и спорной реализацией. При подаче многодетной семьей заявления на пособие выясняется еще одна странность, о которой не можем не сказать: доход совершеннолетнего, прописанного в жилище многодетной семьи, ее члена учитывается при расчете пособия. И таким образом по доходам многие многодетные не проходят условия для получения пособия. Но при этом - если надо отрезать семье льготы – работающий 19-летний вчерашний ребенок или, например, обучающийся в вузе на заочном член семьи является критическим фактором – льгот такая многодетная семья лишается. Тут считается, что эти «дети» уже как бы не из многодетной семьи. А вот когда доходит до права на получение пособия – все их доходы учитываются как доходы в единой многодетной семье. Налицо очевидный правовой диссонанс, очень хотелось бы, чтобы чиновники обратили на него внимание.
Что можно сказать по этому Указу президента в сухом остатке? Пока он более всего похож на заявление верховной власти, что они наконец увидели многодетные семьи, пытаются понять проблемы многодетных родителей и будут наконец более пристально следить за реализацией их прав, и может, даже предоставлять новые меры соцподдержки, если на это пойдут в каждом отдельно взятом регионе, конечно же. Вот такая история. И конечно же, все это выглядело бы намного серьезнее, если бы статус многодетных родителей и конкретные меры соцподдержки таких родителей были прописаны как бессрочные в Указе. И если бы там же было прописано, что даже при наличии одного несовершеннолетнего ребенка в многодетной семье (когда другие уже выросли) – все меры соцподдержки для нее сохраняются. Это базовые моменты. А одним статусом, простите, сыт не будешь.